Технологии

Есть ли у метавселенных будущее в России? – Часть 1.

Отвечают наши Эксперты.

Александра Варфоломеева, эксперт компании Bell Integrator

Есть ли у метавселенных будущее в России?

Мне кажется, что это уже наша текущая реальность. Это настоящее, которым живет мир, в том числе Россия. Люди проводят время в Zoom, устраивают там вечеринки, рабочие созвоны, крупные конференции, общаются в соцсетях. Сегодня многое ушло в онлайн.

В образовании, например, сейчас тоже очень активно применяются современные технологии, создаются целые образовательные вселенные, онлайн-площадки. Наши дети играют в обучающие игры, знакомятся со сверстниками, решают математические примеры на виртуальных досках, которые могут видеть одноклассники. Виртуальность становится так привычна, что мы сами не замечаем, как каждый день все больше и больше погружаемся в нее.

Какую пользу метавселенные могут принести россиянам?

Самое главное – облегчить жизнь. Все технологии появлялись как раз для того, чтобы оптимизировать что-либо. То же самое и с метавселенными.

Мы живем в безумно быстром темпе, а метавселенные позволяют принимать участие во встречах, которых проходят в другом конце земного шара, например, или узнавать о мировых трендах. Метавселенные – крутой инструмент коммуникации, который в будущем поможет всем россиянам расширять кругозор, выводить бизнес на новый уровень, учиться новому не выходя из дома и не только.

Легальны ли метавселенные, с точки зрения законов РФ?

По причине того, что в целом понятие “метавселенная” пока не имеет четкого определения, границы виртуальной реальности варьируются, сложно ответить на этот вопрос. Часть безусловно вполне легальна, для чего-то законодательство не доработано. На данный момент не хватает юридической базы, отсутствуют нормативные акты, регламентирующие деятельность метавселенных.

А если нет определенных границ правового регулирования – нет четкого понимания легальности и нелегальности.

Известно ли вам о каких-либо отечественных разработках на рынке метавселенных?

Мне кажется, что, например, “ВКонтакте” развивает свою экосистему как раз для того, чтобы создать метавселенную – собственные сервисы создают для всего, элементы геймификации внедряют, каждый пользователь может создать своего аватара и использовать в виде стикеров.

Конкретные примеры крупных метавселенных, как Decentraland, мне пока неизвестны. Но я знаю, что на рынке уже даже есть отечественные компании, которые предлагают разработать виртуальную вселенную под конкретную задачу. Значит, все идет к тому, что скоро их станет очень много.

Станислав Скопылатов, ООО “Профит Маркетинг”, Директор по связям с общественностью

Польза Россиянам

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть метавселенные как явление. И так. Первое упоминание метавселенной датируется 1992 годом. Писатель-фантаст Нил Стивенсон в своём романе в стиле киберпанк (жанр научной фантастики, описывающий упадок человечества на фоне технического прогресса) «Лавина» описал трёхмерный виртуальный мир. В нём люди работали, отдыхали, общались друг с другом с помощью аватаров. Спустя несколько лет этот образ приобретёт пугающие и антиутопические очертания в кинотрилогии «Матрица» — там виртуальная среда оказалась настолько реалистичной, что восставшим машинам удалось убедить человечество в её подлинности и погрузить всех в сон, из которого очень трудно вырваться.


Однако сама идея крепко засела в головах IT-разработчиков, увидевших в описаниях фантастов будущее. Правда, единого понимания термина метавселенной у них до сих пор нет. Кто-то считает, что метавселенная — это новое пространство, «параллельная реальность», в которой скоро будет жить весь мир. Кто-то называет её всего лишь «интернетом 2.0», или даже копией, ребрендингом сети. Для кого-то — это новый интерфейс, позволяющий удобнее сёрфить по интернету.

Жители России в целом ни чем не отличаются от остального мира в плане восприятия метавселенных. Необходимость общения является одной из ключевых потребностей любого человека. Социальные сети наглядно демонстрируют, что в эпоху цифровых технологий людям намного проще общаться онлайн. С этой точки зрения метавселенные — новый способ реализации коммуникативной функции общения. Но вместе с тем это и отличный инструмент визуализации в составе образовательных технологий, телемедицины, управления социально-экономическими системами, игровой индустрии. Метавселенные создаются для решения прикладных задач в сферах развлечения (включая игровую индустрию), телекоммуникации, медицины, управления, обучения.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

ВКонтактеОдноклассникиYouTubeTelegram


Метавселенная — это новая реальность, которая возникает в последнее время и представляет собой полномасштабную виртуальную среду, в которой можно функционировать и взаимодействовать с другими участниками исключительно с помощью технологий виртуализации. Метавселенные могут быть использованы не только для развлечений, но и для эмуляции и воспроизведения рабочей среды. С одной стороны, метавселенные несут огромный потенциал возможностей, но, с другой стороны, могут представлять и опасность для психического состояния участников. Данную тему уже не однократно поднимал доктор Курпатов. Цифровая зависимость будет все больше развиваться у людей планеты. А вместе с развитием метавселенных процесс будет только усугубляться. Но, учитывая глобальность процессов, у России не останется выбора.

Метавселенные в России

В России наблюдается ускоренное развитие всех цифровых технологий в целом, поэтому создание подобных сервисов с локализацией на территории России является вопросом времени и наличия спроса со стороны государства, юридических и частных лиц. Например, комплекс учебно-тренажерных средств КУТС-Е Рязанского радиозавода является конкурентоспособной разработкой для погружения в среды виртуальной реальности. А в РТУ МИРЭА еще в 2019 году разработан мультипользовательский телекоммуникационный сервис в виртуальной реальности.


Сейчас любой представитель «большой тройки» операторов мобильной связи России, а также такие компании, как VK и «Яндекс», имеют достаточный технологический уровень для разработки за один год собственных метавселенных локального масштаба.


Полномасштабные метавселенные в настоящий момент находятся на этапе разработки. Некоторые компании, в том числе и в России, например, разработчик игр MyTona, объявляли о планах запуска метавселенных. В декабре 2021 года состоялся софт-запуск (выход для ограниченной аудитории) приложения Mytonaverse. В приложении, работающем на всех мобильных платформах, можно создавать свои миры, общаться с друзьями, устраивать виртуальные вечеринки.

Законодательство

Если говорить о правовой стороне вопроса, то следует отметь, что буквально в мае этого года в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный правовым аспектам регулирования метавселенных. Модераторами круглого стола выступили заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын и управляющий директор-начальник Центра регулирования AI Сбербанка России Андрей Незнамов.


Алексей Синицын подчеркнул, что Россия, стремясь занимать лидерские позиции в области технологического развития, не может оставить эту тему без внимания, как и другие темы, связанные с развитием высоких технологий. «Необходимо так вести регулирование, чтобы не создать барьеры на пути развития технологий, не затормозить скорость их внедрения». Сенатор предложил начать серию обсуждений по теме «Правовое регулирование метавселенных» и, рассмотреть возможность создания тематической рабочей группы. В круглом столе также приняли участие вице-президент ПАО «Ростелеком», представители Сбербанка России и МТС, эксперты крупнейших отраслевых компаний. Можно сказать, что начало положено и процесс по регулированию метавселенных запущен.

Скорее всего, в будущем одной из основных проблем станет столкновение
юрисдикций разных государств. Но пока необходимо дождаться прецедентов. Несмотря на все риски и сложности, метавселенные в будущем могут стать не только хайп-проектом, но и прорывной технологией. Правда, как эта технология будет выглядеть и какие изменения она вызовет — сегодня не скажет никто. Возможно, проекты метавселенных повторят судьбу «доткомов» — интернет-компаний, появлявшихся, как грибы после дождя, во второй половине 90-х годов. В один момент их стало так много, что начался кризис, после которого на этом рынке осталось только несколько крупных корпораций.

Или можно вспомнить историю с «не взлетевшим» Clubhouse. Этот проект наделал много шума. В России эта соцсеть буквально за три месяца преодолела путь от всеобщего ажиотажа до безразличия и потери интереса со стороны своей аудитории. Понятно, что метавселенные сложнее, но пока «хайп» вокруг них не подкрепился сколько нибудь прорывной технологией. Отдельный вопрос — возникнет ли в будущем «пузырь метавселенных», тоже никто пока не знает. Но так или иначе в ближайшие годы мы сможем наблюдать ещё не одну попытку вывести взаимодействие между интернет-пользователями на новый уровень.

Николай Бесчастнов, Logrus IT, Менеджер

Со стороны законодательства никаких проблем быть не должно. В России разработки уже ведутся и даже применяются. К примеру, осенью этого года проводилась маркетинговая конференция MetaConf. Все заседания проводились в виртуальном пространстве. К трансляции можно было подключаться как с помощью персонального компьютера, так и с помощью VR-устройств. Разумеется, не могло обойтись без проблем. Многие пользователи испытывали сложности при работе с приложением. Но нужно учитывать, что это первые шаги. Россия в данном случае заняла передовые позиции.

Насколько мне известно, первое в мире мероприятие в формате метавселенной прошло в конце августа в Китае – ChinaJoy-2022. Это выставка цифровых развлечений. Она проводилась на базе MetaCJ, которая представляла собой город, по которому пользователи могли передвигаться и знакомиться с экспонатами с помощью своих цифровых аватаров. Тогда же на базе метавселенной была проведена первая в мире конференция.

Таким образом, в России прошло второе подобное мероприятие. По своей сути, метавселенные – это развитие игровой индустрии, именно из неё она проистекает. На этом акцентировали своё внимание участники конференций, посвящённых метавселенным, которые проводились в Китае в течение 2022 года. Также отмечалось, что метавселенные открывают новый уровень для общения между людьми, который должен прийти на смену существующим дистанционным технологиям (Zoom, Teams, Skype и т.п.). По сравнению с ними новый способ повышает вовлечённость в процесс общения, способствует привлечению внимания.


В то же время, давать какие-либо прогнозы бессмысленно, т.к. явление только появилось. Кроме того, нужно учитывать, что корни метавселенных уходят в игровую индустрию, а о том что, такое игровая зависимость, все знают.

Есть ли у метавселенных будущее в России? – Часть 2.
https://rupor.pro/est-li-u-metavselennyh-budushhee-v-rossii-chast-2/

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

ВКонтактеОдноклассникиYouTubeTelegram

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + пять =

Кнопка «Наверх»