У многих народов есть мифы о загадочных существах, которые напоминают людей, но покрыты густой шерстью и живут в лесах или горах. Долгое время такие истории интересовали в основном антропологов и фольклористов. Однако в середине XX века на них обратили внимание криптозоологи — охотники за снежным человеком.
Энтузиасты сочли рассказы о диких людях и похожих существах доказательством, что
Этот термин, использующийся в русскоязычной литературе, восходит к идее историка Бориса Поршнева о том, что снежный человек — это доживший до наших дней неандерталец или другой считавшийся вымершим представитель семейства гоминид (Hominidae).
, которого они безуспешно пытались отыскать, реален и, похоже, встречается по всему миру. При этом они старательно подгоняли персонажей из мифов разных народов под образец гималайского йети — и не пытались разобраться в том, как работает фольклор. В конце концов идеи криптозоологов приобрели такую популярность, что сами стали влиять на народное творчество. И теперь фольклористы, например, фиксируют былички, в которых снежные люди заняли место традиционной лесной нечисти.
Предлагаем вам познакомиться со снежными людьми и их аналогами со всего мира. Выберите изображение — и найдите себе родственную душу среди реликтовых гоминид.
Дикий человек
Йети
Дикий человек
Аристократ среди реликтовых гоминид
Задолго до того, как европейцы впервые услышали о йети и бигфутах, они верили в существование диких людей. Впервые эти существа упоминаются в источниках, датированных IX–X веками, а к XII веку их образ сформировался окончательно. Согласно средневековым представлениям, дикие люди похожи на обычных, но отличаются высоким ростом, а их тела практически целиком покрыты шерстью (хотя иногда их изображали без волос на теле, но с длинными бородами и набедренными повязками). Эти существа якобы жили в европейских лесах и горах, были лишены речи и других признаков цивилизации, а в качестве оружия использовали дубинки. По мнению ученых, в образе дикого человека смешались: персонажи греческой и римской мифологии (например, сатиры, фавны или покровитель лесов Сильван); христианские предания о святых отшельниках; рассказы античных историков и географов о чудесных народах из отдаленных стран; и даже искаженные сообщения об обезьянах.
В Средние века диких людей часто упоминали в литературе и изображали на картинах, гравюрах, гобеленах и различных предметах, от подсвечников до церковных карнизов. Однако к концу XVII века этот образ забылся и сохранился в основном в геральдике. Еще один его отголосок можно встретить во «Властелине колец» Джона Толкина: один из народов Средиземья, друэдайн, явно основан на диких людях из средневековых легенд. Кроме того, когда ученые второй половины XIX века создавали первые реконструкции древних людей, они, возможно, также неосознанно опирались на образ дикого человека. Позднее эти реконструкции повлияли на представления о йети и других снежных людях.
На изображении: дикий человек на гравюре Мартина Шонгауэра. Wild Man Holding a Shield with a Greyhound / Martin Schongauer, 1480-1490 / CC0 1.0
Наверх
↑
Йети
Неувядающая классика
В конце XIX — начале XX веков европейские путешественники активно исследовали один из последних неизученных уголков Земли — высокогорья Центральной Азии, в первую очередь Гималаи и Тибет. Здесь они услышали от местных жителей рассказы о
Это слово происходит из тибетского языка; помимо него, использовались и другие названия, например, миго и мирка.
— загадочных существах, похожих на людей, но более крупных и покрытых густой шерстью. Эти создания якобы живут у кромки снегов и сторонятся человека, однако могут и вредить ему, например, воровать скот.
К историям о йети можно было отнестись как к мифам — ведь в фольклоре многих народов по всему миру есть похожие персонажи: волосатые великаны, дикие люди и человекоподобные монстры. Однако европейские исследователи восприняли их всерьез. Дело в том, что на рубеже XIX и XX веков в научно-популярной литературе публиковалось много материалов, посвященных
На них, в свою очередь, оказали влияние средневековые представления о диких людях.
. Ученые сопоставили тогдашние представления о них с образом йети — и предположили, что это существо также может быть одним из предшественников человека, например, неандертальцем, который сумел выжить в азиатских горах. По мере того, как палеонтологи открывали новые виды древних приматов, высказывались и другие предположения о природе снежных людей: их считали
То есть, по современным представлениям, представителями вида Homo erectus.
или гигантопитеками.
Несмотря на все усилия, реальных доказательств существования йети никто так и не нашел. В лучшем случае сообщалось о незадокументированных встречах со снежными людьми или находках их следов. Однако к середине XX века это перестало иметь значение: образ гималайского йети окончательно укрепился в западной культуре. А энтузиасты-криптозоологи начали присматриваться к фольклору других регионов — и находить в нем свидетельства, что снежные люди и похожие на них существа обитают буквально повсюду: от Северной Америки и Сибири до Австралии.
На изображении: йети в фильме 1957 года. The Abominable Snowman / Hammer Film Productions, 1957
Наверх
↑
Бигфут
Чучуна
Бигфут
Снежный человек из Америки
Бигфут (он же сасквоч) — вероятно, второй по популярности снежный человек после йети. Обычно его описывают как покрытого шерстью великана или двуногую человекообразную обезьяну. Предполагается, что бигфут живет в густых лесах на западе США и Канады — по крайней мере, именно отсюда приходит около трети сообщений о встречах с ним.
Упоминания о существах, отдаленно похожих на бигфутов, можно обнаружить в фольклоре многих племен североамериканских индейцев. В них фигурируют разнообразные человекоподобные существа, например, агрессивные великаны или покрытые шерстью карлики. Европейские колонисты в течение XIX века также время от времени сообщали о встречах с похожими созданиями. Однако подлинное рождение бигфута произошло на рубеже XIX и XX веков. Вероятно, его образ сформировался из множества источников: привезенных из Европы легенд о диком человеке; ранних палеонтологических реконструкций неандертальцев и других древних людей; изображений человекообразных обезьян; а также, позднее, историй о гималайском йети (фольклор индейцев также внес вклад в развитие персонажа — но вряд ли значительный, скорее индейские мифы постфактум подгоняли под представления о снежных людях).
Что касается слова бигфут (то есть, в переводе с английского, «большая стопа»), то оно, вероятно, появилось в 1958 году, когда сотрудник лесозаготовительной компании обнаружил в лесу в Северной Калифорнии
Много лет спустя, в начале XXI века, выяснилось, что мужчина стал жертвой розыгрыша коллеги.
длиной около 40 сантиметров. Эта история была широко растиражирована в СМИ. С тех пор североамериканский снежный человек получил свое знаменитое имя.
Как и в случае других снежных людей, твердых доказательств существования бигфута найти не удалось. Даже знаменитый фильм Паттерсона — Гимлина, якобы изображающий это существо, считается подделкой. А многочисленные рассказы о наблюдениях за бигфутами зоологи объясняют тем, что люди по ошибке принимают за реликтовых гоминидов медведей, вставших на задние лапы. На это указывает, в частности, положительная корреляция между плотностью популяции медведей-барибалов (Ursus americanus) и частотой сообщений о встречах со снежными людьми.
На изображении: бигфут на знаменитой видеозаписи 1967 года. Roger Patterson and Robert Gimlin / Wikimedia Commons / Public Domain
Наверх
↑
Чучуна
Охотник из сибирской тундры
В 1929 году в газете «Автономная Якутия» появилась заметка под названием «Чучуна». В ней утверждалось, что на севере Якутии еще с царских времен регулярно встречают представителей неизвестного народа — высокорослых, длинноволосых, одетых в звериные шкуры и вооруженных луком и стрелами. Эти странные люди ведут себя не слишком приветливо: стреляют в местных жителей, бросаются камнями и воруют оленей и еду. При этом женщин и детей среди них нет. Якуты называют их чучунами.
Истории о диких людях есть и у других народов Северной Якутии: эвенки называли их мулена, а
Это субэтническая группа русских из села Русское Устье в Якутии.
— «худыми» чукчами.
В 1933 году геолог и краевед Петр Драверт опубликовал статью «Дикие люди мюлены и чучуна». Он пришел к выводу, что в Якутии действительно живут «своеобразные представители человеческой породы, близких по образу жизни к людям каменного века». В последующие десятилетия о чучунах вспоминали редко, но продолжали считать их неизвестным народом. А с середины XX века под влиянием историй о йети и бигфуте образ постепенно трансформировался в типичного снежного человека — волосатого великана с огромными стопами. Таким чучуна предстает в работах криптозоологов и в произведениях искусства.
Однако ученые трактуют образ диких людей Якутии более прозаично. Например, советский этнограф Илья Гурвич, посвятивший изучению этого вопроса несколько десятилетий, пришел к выводу, что прообразом чучун были береговые чукчи. Во время весенней охоты на морского зверя некоторые из них оказывались на оторвавшейся льдине — и их уносило на запад, к берегам Якутии. Вернуться домой или хотя бы добыть себе пищу такие чукчи
Скоплений морских млекопитающих здесь не было, а для охоты на диких оленей оружие чукч не подходило.
, поэтому единственным выходом для них были воровать еду у местных жителей. Кроме того, на образ чучун могли повлиять мифы якутов, эвенков и эвенов о первых народах, духах природы и чудовищах.
Мы не нашли подходящих изображений чучуны. Поэтому в качестве иллюстрации использовали кадр с шаманом племени онкилонов из фильма «Земля Санникова».
На изображении: Земля Санникова / Мосфильм, 1973
Наверх
↑
Оранг-пендек
Йови
Оранг-пендек
Пожалуй, самый реалистичный из всех снежных людей
Аборигены острова Суматра рассказывают, что в густых лесах на склонах местных гор обитают покрытые короткой шерстью человекоподобные существа ростом 80–150 сантиметров. Их называют оранг-пендеками, то есть «
Слово орангутан, в свою очередь, переводится как лесной человек.
» (впрочем, у них есть и другие имена, например, ханту-пендек). Считается, что они ходят на двух ногах, живут на земле (в отличие от орангутанов, которые населяют кроны деревьев) и держатся небольшими группами. Питаются они в основном фруктами и клубнями, но иногда едят беспозвоночных и падаль.
Судя по всему, оранг-пендеки и похожие существа фигурировали в фольклоре коренных жителей Суматры на протяжении столетий. А в 1910-х упоминания о них время от времени появлялись в заметках нидерландских колонистов. Позднее, в 1980-х, отчеты об оранг-пендеках попались на глаза криптозоологам, которые восприняли их очень серьезно. По мнению энтузиастов, эти существа могли быть человекообразными обезьянами неизвестного вида, например наземными родственниками орангутанов или карликовыми представителями рода Homo типа флоресских хоббитов (H. floresiensis).
Следует признать, что из всех «снежных людей» оранг-пендеки, пожалуй, одни из самых реалистичных, по крайней мере несколько десятилетий назад джунгли Суматры были достаточно обширными, чтобы в них могли скрываться крупные приматы
В 2017 году на Суматре и правда был обнаружен новый вид человекообразных обезьян — тапанульский орангутан (P. tapanuliensis).
. Однако несколько научных экспедиций, которые отправлялись на поиски оранг-пендека с 1990 по 2010 год, возвращались без каких-либо доказательств его существования. А к нашему времени площадь суматранских джунглей так сильно сократилась из-за вырубки, что, даже если в них когда-то и жили реликтовые гоминиды, то, скорее всего, уже вымерли.
На изображении: реконструкция оранг-пендека, основанная на облике орангутана (Pongo). Tim Bertelink / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0
Наверх
↑
Йови
Как йети, но из Австралии
В Австралии снег выпадает только высоко в горах, но даже на этом континенте есть своя версия снежного человека. Сегодня это существо обычно называют йови. Оно якобы напоминает гориллу или огромного волосатого человека и обитает в малонаселенных частях Австралии.
Криптозоологи расходятся во взглядах на природу йови. Одни считают его представителем рода Homo или человекообразной обезьяной — в таком случае его предки попали в Австралию из Азии. Другие высказывают более интересную гипотезу: якобы йови — сумчатое млекопитающее, которое приобрело сходство с крупными приматами в результате конвергентной эволюции. Но для серьезных исследователей это существо — интересный персонаж современной мифологии, в образе которого персонажи из легенд аборигенов и ранних европейских колонистов со временем смешались с общими для западного мира представлениям о снежных людях.
Первые упоминания о том, что в Австралии якобы обитают гигантские обезьяны, относятся к рубежу XVIII и XIX веков. Сначала европейцы просто пересказывали — скорее всего, сильно искажая — легенды австралийских аборигенов о человекоподобных существах
Они были известны и под другими названиями, например джугабинна, гиндаринг и джурраварра.
. А потом, похоже, и сами поверили в них. Об этом свидетельствуют заметки из австралийских газет, опубликованные с XIX по начало XX века, в которых рассказывается о встречах с «австралийскими гориллами».
Впоследствии интерес к этим созданиям угас, пока в 1970-х годах его не возродил криптозоолог
Похоже, он же ввел в обиход слово йови, которое раньше не использовалось.
. Он вдохновился историями о гималайских йети и североамериканских бигфутах и решил доказать, что в Австралии есть свой собственный снежный человек. Несмотря на то, что Гилрой посвятил всю жизнь поискам йови, успеха он так и не добился.
На изображении: деревянная статуя йови в Килкое, штат Квинсленд. Stonestreet’s Coaches — The Extra Mile / Flickr / CC BY-ND 2.0
Наверх
↑
Мапингуари
Мапингуари
Страж амазонских джунглей
Мапингуари — персонаж из фольклора индейцев, населяющих джунгли Амазонии. Согласно мифам, мапингуари выглядит как покрытый красноватой шерстью человек с единственным глазом посреди лба, как у циклопа. На животе у него находится огромная пасть с острыми зубами, а стопы повернуты пятками вперед, чтобы сбивать с толку следопытов. Рассказывают, что мапингуари когда-то был шаманом. Он сумел обрести бессмертие, но разозлил этим богов, которые в наказание превратили его в чудовище. В конце концов мапингуари стал духом, который защищает леса и обитающих в них животных. В южноамериканских мифах есть и другие похожие персонажи.
В 1950-х годах на истории о мапингуари обратили внимание криптозоологи. Они тут же объявили его южноамериканской версией снежного человека — или, по крайней мере, гигантской обезьяной
Для сравнения, самыми крупными нечеловеческими приматами в Южной Америке считаются паукообразные обезьяны из рода Brachyteles, которые весят до 15 килограмм.
. При этом такие несущественные детали, как единственный глаз и рот на животе, были отброшены.
Долгое время мапингуари числился в одной компании с йети и бигфутом, однако в 1993 году орнитолог Дэвид Орен высказал новую гипотезу. По мнению ученого, мапингуари — гигантский ленивец, последний представитель группы, истребленной палеоиндейцами всего несколько тысячелетий назад. Эта идея быстро стала общепринятой среди энтузиастов криптозоологии. Однако никаких доказательств, что мапингуари существует не только в мифах индейцев, но и в реальной жизни, Орен так и не предоставил.
На изображении: статуя мапингуари. Douglas Diógenes / Flickr / CC BY-NC 2.0
Наверх
↑
Источник